Познавательный и развивающий уголок
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от 5 до 7 лет.
Описание
пособия
В двух сказочных
домиках живут звуки и буквы. Дома украшены
окошками со «шторками». Шторки -это карточки с условными обозначениями гласных
и согласных звуков.Цвет шторок: красный-обозначение гласных звуков, синий - обозначение согласных твёрдых
звуков, зелёный – обозначение согласных мягких звуков,
Карточки с буквами выкладываются на окошко, соответствующее данному звуку. Вниманию детей предлагается схема артикуляции гласных
звуков, на которой показана степень открытия рта при произношении звука. Знакомя
детей с согласными звуками, обращаем их внимание на то, что в левой половине
Дома живут громкие (звонкие) звуки. С этой же стороны дома подвешен
колокольчик. В правой половине Дома поселились безголосые (глухие) жильцы.
Шторки на их окнах синего и зелёного цвета. На каждом этаже, на одной площадке
живут два соседа. Слева - звонкий, справа- глухой. После того, как дети усвоили
понятие Звук, рассказываю им о том, что звуки стали не только слышимыми, но и
«видимыми». На каждом занятии дети знакомятся с новой буквой, которую
разыскивают сначала в «Городе звуков и букв», затем в буквенных кассах.
Изготовленное пособие - замечательная находка для всех. Его можно использовать как для совместной работы с ребёнком, так и ребёнок может использовать его самостоятельно. Незаменимый помощник при обучении детей грамоте и в работе по предупреждению оптической дисграфии; развивает память, внимание, образное мышление, умение комбинировать и систематизировать; способствует работе речевых и мыслительных центров, развитию творческих способностей.
Мастер-класс с педагогами МАДОУ № 477 на тему:
«Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации, направленные
на формирование
коммуникативной компетентности дошкольников».
ЦЕЛЬ: знакомство педагогов ДОУ
с активными методами обучения, направленными на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
1. Мотивация к мастер-классу «Яркий
образ».
Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла
давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его
мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его
славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него
ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней
и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня
в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну
ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку,
посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках,
о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из
нас. Я, надеюсь, что и на этом мастер-классе всё будет в ваших руках
и у нас всё с вами получится.
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что многие
дети, когда приходят в детский сад, то не умеют общаться и сотрудничать. И
задача педагогов -
помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их
работать в парах, группах.
Основным средством обучения детей взаимодействию и
сотрудничеству, на мой взгляд, является организация деятельности в малых
группах в игровой форме. Какие же игровые подходы можно использовать для
формирования коммуникативных компетенций? Чтобы установить доброжелательную
атмосферу и повысить внутригрупповое доверие, предлагаю игру-командообразующую «Посиделки».
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше
надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем
наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть
ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться!
Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в
стороны.
Вывод: игра учит доверию,
формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый
отвечает не только за себя, но и за других.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно
влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и
способностей. С. Л. Рубинштейн говорил: «Мышление обычно
начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией
определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются
неизвестные, как бы незаполненные места. Для заполнения, для превращения
неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы
деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Дошкольники - прирожденные исследователи,
подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту,
желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача -
активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.
Предлагаю разыграть следующие проблемные ситуации:
1.
Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными
старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не
знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к
прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
2.
Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия,
ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1. Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2. Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).
1. Ты с бабушкой
едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать?
Почему?
2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия?
Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
Ситуации
с огнём
3. В квартире пожар. Что ты будешь делать?
Почему? 4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
В
игре ребенок развивается как личность, у
него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе
игры зарождаются и развиваются новые
виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются
элементы обучения. Игра создает «зону
ближайшего развития ребенка».
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они
стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку
на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного
игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для
детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного
игрового общения. К этим условиям, можно отнести:
• обогащение
детей впечатлениями об окружающем мире;
• привлечение
внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы,
организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.
д.);
• активную
позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Для развития полноценного игрового
общения педагоги могут
использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие
ситуации (ИОС).
Известно четыре вида ситуаций:
•
ситуации-иллюстрации,
•
ситуации-упражнения,
•
ситуации-проблемы,
• ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые
сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми
младшего дошкольного возраста. С
помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также
активизирует их навыки эффективного общения.
В
ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно
действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и
связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в
рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
Участие старших дошкольников в
ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и
моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях
взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и
состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок
находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих
поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно
изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок
находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
Рефлексия
Чтобы подвести итог нашей встрече, я хочу предложить вам для проведения рефлексии нашей встречи
упражнение «Подарок».
Цель:
положительное завершение встречи, рефлексия. Передаём по кругу волшебную
палочку.
-
Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить, чтобы наше взаимодействие стало ещё
эффективнее, а отношение в коллективе более сплочённым? Давайте скажем, что каждый
из нас может подарить. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее
каждый из участников высказывается.
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены,
слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем
за участие!
Март, 2020 , Челябинск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий