Методическая копилка







Познавательный и развивающий уголок
Пособие «Город звуков и букв»

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от   5 до 7 лет.






Описание пособия
 В двух сказочных домиках живут звуки и буквы. Дома украшены окошками со «шторками». Шторки -это карточки с условными обозначениями гласных и согласных звуков.Цвет штороккрасный-обозначение гласных звуков, синий - обозначение согласных твёрдых звуков, зелёный – обозначение согласных мягких звуков, Карточки с буквами выкладываются на окошко, соответствующее данному звуку. Вниманию детей предлагается схема артикуляции гласных звуков, на которой показана степень открытия рта при произношении звука. Знакомя детей с согласными звуками, обращаем их внимание на то, что в левой половине Дома живут громкие (звонкие) звуки. С этой же стороны дома подвешен колокольчик. В правой половине Дома поселились безголосые (глухие) жильцы. Шторки на их окнах синего и зелёного цвета. На каждом этаже, на одной площадке живут два соседа. Слева - звонкий, справа- глухой. После того, как дети усвоили понятие Звук, рассказываю им о том, что звуки стали не только слышимыми, но и «видимыми». На каждом занятии дети знакомятся с новой буквой, которую разыскивают сначала в «Городе звуков и букв», затем в буквенных кассах.

Изготовленное  пособие - замечательная находка для всех. Его можно использовать как для совместной работы с ребёнком, так и ребёнок может использовать его самостоятельно. Незаменимый помощник при обучении детей грамоте и в работе по предупреждению оптической дисграфии; развивает память, внимание, образное мышление, умение комбинировать и систематизировать; способствует работе речевых и мыслительных центров, развитию творческих способностей.

 

 Мастер-класс с педагогами МАДОУ № 477 на тему:



«Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников».
ЦЕЛЬ: знакомство педагогов ДОУ с активными методами обучения, направленными на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
1. Мотивация к мастер-классу  «Яркий образ».
Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того«Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал«Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я,  надеюсь, что и на этом  мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что многие дети, когда приходят в детский сад, то не умеют общаться и сотрудничать. И задача педагогов - помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах, группах.
Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, является организация деятельности в малых группах в игровой форме. Какие же игровые подходы можно использовать для формирования коммуникативных компетенций? Чтобы установить доброжелательную атмосферу и повысить внутригрупповое доверие, предлагаю игру-командообразующую  «Посиделки».
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
Вывод: игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за других.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С. Л. Рубинштейн говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.

Предлагаю разыграть следующие проблемные ситуации:
1.     Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
2.     Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1. Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2. Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).
 1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

               Ситуации с огнём
3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
 В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:
• обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
• привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т. д.);
• активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).
Известно четыре вида ситуаций:
• ситуации-иллюстрации,
• ситуации-упражнения,
• ситуации-проблемы,
• ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит  педагогическая ценность таких ситуаций.
Рефлексия
Чтобы подвести итог нашей встрече, я хочу предложить вам для проведения рефлексии нашей встречи упражнение «Подарок».

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаём по кругу волшебную палочку.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить, чтобы наше взаимодействие стало ещё эффективнее, а отношение в коллективе более сплочённым? Давайте скажем, что каждый из нас может подарить. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается.
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!









Подготовила: Юхно Н.И. 
Март, 2020 , Челябинск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий